Праздники
Определение. Дни, установленные в честь или в память какого-либо
события. Обычно такие дни объявляются выходными. В эти дни принято
устраивать торжества в кругу семьи или в обществе. Одни и
те же праздники для кого-то — религиозные, а для кого-то — светские.
Основано ли празднование Рождества на Библии?
Дата празднования
В энциклопедии Макклинтока и Стронга говорится: «Празднование Рождества не установлено Богом и не берет начала в Н[овом] З[авете]. Дату рождения Христа невозможно узнать ни из Н[ового] З[авета], ни из какого другого источника» (M’Clintock J., Strong J. Cyclopædia. Нью-Йорк, 1871. Т. 2. С. 276).
В Луки 2:8—11 написано, что в ту ночь, когда родился Иисус, пастухи были в поле. Александр Мень в «Истории религии» пишет: «Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25 декабря, поклонение пастухов связано в нашем представлении с зимним пейзажем. ...Однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать, что Евангелие ее не подтверждает. Св[ятой] Лука говорит, что вифлеемские пастухи „жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое". А в декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились с марта до ноября; следовательно, Иисус родился в этот промежуток времени» (М., 1993. Т. 6. С. 405).
В «Американской энциклопедии» сказано: «Почему Рождество отмечают 25 декабря, до конца неясно. Принято считать, что выбор пал на этот день, поскольку это было время языческих празднеств в честь „возрождения солнца", которые устраивались в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. [...] В это же время в Риме проходили сатурналии (праздник, посвященный богу земледелия Сатурну и обновленной силе солнца), и считается, что обычаи этого древнего языческого праздника дали начало некоторым обычаям Рождества» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 6. С. 666).
В одном справочнике говорится: «Праздник Рождества не сразу вошел в христианский культ. Ранние христиане не знали даты рождения Иисуса Христа. Только в III в. христиане начали отмечать этот праздник 6 января... Лишь в IV в. Рождество Христово стало отмечаться 25 декабря, что, вероятно, было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ древнеиранского солнечного бога Митры. Рождение этого божества также отмечалось 25 декабря. На Руси Рождество стало отмечаться после введения христианства в X в. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник — Коляду. Многие святочные обряды и обычаи сохранились в рождественском празднестве» (Мир русской культуры. М., 2004. С. 556).
Мудрецы, или волхвы, которых привела звезда
На самом деле эти волхвы были астрологами с востока (Матф. 2:1, 2, НМ, РВ). Хотя сегодня астрология очень популярна, она строго осуждается в Библии. (Смотри в статье «Судьба».) Разве Бог привел бы к новорожденному Иисусу людей, дела которых Он осуждал?
Как видно из Матфея 2:1—16, звезда привела астрологов сначала к царю Ироду, а затем к Иисусу, после чего Ирод попытался убить Иисуса. В Евангелии не говорится, что эту «звезду» видел кто-то еще, кроме тех астрологов. Когда астрологи ушли, ангел Бога велел Иосифу бежать в Египет, чтобы спасти ребенка. От кого была та «звезда»: от Бога или от того, кто старался уничтожить Божьего Сына?
Заметьте, что в библейском рассказе не говорится, что астрологи нашли младенца Иисуса в кормушке для скота, как это часто изображается во время празднования Рождества. Когда астрологи пришли, Иисус и его родители жили в доме. Какого возраста был Иисус в то время? Вспомним, что, основываясь на рассказе астрологов, Ирод приказал убить в окрестностях Вифлеема всех мальчиков в возрасте до двух лет (Матф. 2:1, 11, 16).
Обычай дарить подарки на Рождество; рассказы про Санта-Клауса, Деда Мороза и так далее
Обычай дарить подарки на Рождество не основывается на том, что сделали волхвы. Как уже говорилось, волхвы пришли к Иисусу не в день его рождения. Более того, они подарили подарки не друг другу, а маленькому Иисусу, как тогда было принято делать при посещении знатных людей.
В одном труде говорится: «Римляне праздновали в это время рождение непобедимого солнца... праздновали шумно, с танцами, пиршествами, обменом подарками» (Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов. М., 1991. С. 393). Часто именно так люди и дарят подарки во время Рождества: они ими обмениваются. Однако такой обмен не приносит подлинного счастья, так как при этом нарушаются христианские принципы, например те, что записаны в Матфея 6:3, 4 и во 2 Коринфянам 9:7. Конечно же, христианин может выражать свою любовь к кому-либо, делая подарки в любое другое время, и так часто, как только пожелает.
В зависимости от страны, в которой живут дети, им говорят, что подарки приносит Санта-Клаус, святой Николай, Дед Мороз, волхвы, эльф Юлетомте, Йоулупукки, Баббо Натале или фея Бефана. Конечно, эти истории всего лишь сказки. Но прививают ли они детям уважение к истине? Приносят ли они честь Иисусу Христу, который учил, что Богу нужно поклоняться в истине? (Иоан. 4:23, 24).
Предосудительно ли участвовать в праздновании, которое, возможно, имеет нехристианские корни, если человек не придает ему религиозного значения?
Эф. 5:10, 11: «Непрестанно удостоверяйтесь в том, что угодно Господу, и больше не участвуйте с ними в бесплодных делах тьмы, а, напротив, обличайте их».
2 Кор. 6:14—18: «Какое общение может быть у праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмой? Да и какое может быть единодушие между Христом и Велиаром? Или какую долю имеет верный с неверующим? И какое согласие может быть между Божьим храмом и идолами? [...] „А потому выйдите из их среды и отделитесь,— говорит Господь,— и больше не прикасайтесь к нечистому", „и я приму вас". „...Вы будете мне сыновьями и дочерьми",— говорит Господь Всемогущий». (Истинная любовь к Богу и сильное желание угождать ему поможет человеку порвать с нехристианскими обычаями, которые, возможно, были ему дороги. Тот, кто хорошо знает и по-настоящему любит Иегову, не будет думать, что, порвав с обычаями, которые прославляют ложных богов и содействуют распространению лжи, он станет несчастным. Подлинная любовь побудит его радоваться не неправедности, а истине. Смотри 1 Коринфянам 13:6.)
Давайте, например, посмотрим Исход 32:4—10. Обратите внимание, что израильтяне позаимствовали религиозный обряд у египтян, но назвали его «праздником, посвященным Богу». Однако Бог сурово наказал их за это. Праздничные обычаи известны нам сегодня в том виде, в каком они дошли до нашего времени. Какие-то из них могут казаться безобидными. Но Господь был очевидцем языческих религиозных обычаев, которые дали им начало. Не следует ли нам учитывать его мнение?
Пример. Представьте, что в дом к одному уважаемому человеку пришла толпа людей. Они говорят, что будут праздновать его день рождения. Но он против празднования дней рождения. Ему неприятно смотреть на людей, которые слишком много едят и пьют и ведут себя безнравственно. И все же кто-то из них именно так и поступает. К тому же они приносят подарки всем, кроме него. И помимо всего прочего в качестве даты празднования они выбирают день рождения его врага! Что будет чувствовать этот человек? Хотели бы вы участвовать в таком праздновании? Но оно в точности соответствует празднованию Рождества.
Каково происхождение христианской Пасхи и связанных с ней обычаев?
Христианская Пасха считается праздником «в честь воскресения Иисуса Христа» (Российский энциклопедический словарь. М., 2001. Кн. 2. С. 1152). Однако «ни в Новом Завете, ни в писаниях апостольских Отцов не упоминается о праздновании воскресения Христа. Идея священности каких-либо дней была чужда первым христианам» (The Encyclopædia Britannica. 1910. Т. 8. С. 828).
«В празднование христианской Пасхи проникли многие языческие обычаи, связанные с празднованием прихода весны. Яйцо — это символ зарождения жизни ранней весной. [...] Кролик — это языческий символ плодородия» (The Catholic Encyclopedia. 1913. Т. 5. С. 227).
«Весенний языческий праздник дал христианской П[асхе] ее обряды (освящение куличей, изготовление сырной пасхи, крашение яиц и т. п.)» (Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1955. Т. 32. С. 216).
Можно ли христианам праздновать Новый год?
«Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое — назад» (The World Book Encyclopedia. 1984. Т. 14. С. 237).
В разных странах Новый год празднуют в разное время и с этим праздником связаны разные обычаи. Во многих местах празднование сопровождается шумным весельем и чрезмерным употреблением алкоголя. Однако в Римлянам 13:13 дается совет: «Будем поступать пристойно, как днем, не предаваясь кутежам и пьянству, недозволенным половым связям и распутному поведению, раздорам и ревности». (Смотри также 1 Петра 4:3, 4; Галатам 5:19—21.)
Что лежит в основе праздников в память о душах умерших?
В «Большой энциклопедии» сказано: «В Православной церкви установлено несколько дней церковного поминовения усопших, прежде всего Радоница... а также т[ак] н[азываемые] родительские субботы» (М.: ТЕРРА, 2006. Т. 38. С. 101).
В «Британской энциклопедии» говорится: «Праздник поминовения усопших... это день, отведенный Римско-католической церковью для поминовения покойных верных. Это празднование основано на учении о том, что души тех верных, которые к моменту смерти не очистились от простительных грехов или не искупили свои прошлые прегрешения, не могут испытать блаженства и узреть Бога и что им можно помочь молитвой и мессой. [...] Некоторые распространенные верования, связанные с Праздником поминовения усопших, имеют языческие корни и существуют с незапамятных времен. Так, во многих католических странах сельские жители верят, что в ночь перед Праздником поминовения усопших умершие приходят в свои прежние дома и едят пищу живых» (The Encyclopædia Britannica. 1910. Т. 1. С. 709).
В «Американской энциклопедии» сказано: «Обычаи Хеллоуина зародились в дохристианскую эпоху и восходят к обрядам и культам друидов. Кельты устраивали празднества в честь двух главных богов — бога солнца и бога мертвых (известного как Самайн), которого чествовали 1 ноября (этот день считался у кельтов началом нового года). Постепенно этот праздник вошел в число христианских» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 13. С. 725).
В книге «Почитание умерших» о происхождении таких праздников говорится следующее: «В мифах всех древних народов отражаются события Потопа... Это подтверждается тем, что не только у народов, которые более или менее связаны друг с другом, но и у народов, разделенных океанами и столетиями, есть большой праздник поминовения умерших, напоминающий о том событии. Более того, все отмечают этот праздник в тот же самый (или примерно в тот же самый) день, в который, судя по рассказу Моисея, произошел Потоп: в семнадцатый день второго месяца. Этот месяц соответствует примерно нашему ноябрю» (Garnier J. The Worship of the Dead. Лондон, 1904. С. 4). Таким образом, изначально эти празднования проводились в честь людей, которых Бог уничтожил в дни Ноя за их пороки (Быт. 6:5—7; 7:11).
Такие праздники в честь душ умерших, якобы живущих в другом мире, противоречат Библии, в которой говорится, что умершие находятся в бессознательном состоянии (Эккл. 9:5, 10; Пс. 146:4).
О происхождении учения о бессмертии человеческой души смотри страницу 353 в статье «Смерть» и страницы 143—144 в статье «Душа».
Каково происхождение Дня святого Валентина?
«День святого Валентина празднуется в день памяти двух христианских мучеников, носивших это имя. Однако обычаи, связанные с этим днем... берут начало, вероятно, в древнеримских празднествах луперкалиях, которые отмечались ежегодно 15 февраля. Это были празднества в честь Юноны, римской богини, покровительницы женщин и брака, и... бога природы [Фавна, или Луперка]» (The World Book Encyclopedia. 1973. Т. 20. С. 204).
Откуда пошел обычай выделять особый день для почитания матерей?
В «Британской энциклопедии» говорится: «Праздник происходит от древнегреческого культа матери. Официальные мистерии с обрядами в честь Кибелы, или Реи, Великой матери богов, устраивались в мартовские иды во всей Малой Азии» (Encyclopædia Britannica. 1959. Т. 15. С. 849).
Какими библейскими принципами руководствуются христиане в отношении празднований, посвященных памятным событиям в истории государства?
Иоан. 18:36: «Иисус ответил [римскому правителю]: „Мое царство не от этого мира"».
Иоан. 15:19: «Если бы вы [последователи Иисуса] были от этого мира, мир дорожил бы своим. А поскольку вы не от мира, но я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас».
1 Иоан. 5:19: «Весь мир лежит во власти Злого». (Сравни Иоанна 14:30; Откровение 13:1, 2; Даниила 2:44.)
Другие местные и государственные праздники