Смерть
Определение. Прекращение жизнедеятельности организма. После
остановки дыхания, сердцебиения и мозговой деятельности жизненная сила в
клетках тела постепенно угасает. Смерть — это
противоположность жизни.
Должен ли был человек, созданный Богом, умирать?
Вовсе нет. Напротив, Бог предостерег Адама от непослушания, которое повлекло бы за собой смерть (Быт. 2:17). Позднее Бог предостерег израильтян от поступков, которые привели бы их к преждевременной смерти (Иез. 18:31). Спустя некоторое время он послал своего Сына, чтобы тот умер за человечество. Благодаря этому все, кто проявляют веру в эту жертву, смогут радоваться вечной жизни (Иоан. 3:16, 36).
В Псалме 90:10 говорится, что средняя продолжительность жизни человека 70—80 лет. Так было, когда Моисей писал эти слова, но так не было на заре человеческой истории. (Сравни Бытие 5:3—32.) В Евреям 9:27 сказано: «Людям предстоит умереть один раз». Это тоже было верно в то время, когда были написаны эти слова. Но до того как Бог вынес приговор грешному Адаму, все было иначе.
Почему мы стареем и умираем?
Бог создал первых мужчину и женщину совершенными, с надеждой жить вечно. Первые люди были наделены свободой воли. Можно ли было ожидать, что они будут слушаться своего Создателя из любви к нему и из благодарности за все, что он для них сделал? Конечно же, им это было вполне по силам. Бог сказал Адаму: «Не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрешь». Разговаривая с Евой устами змея, Сатана побудил ее нарушить повеление Господа. Вместо того чтобы выразить неодобрение своей жене, Адам последовал ее примеру и съел запретный плод. Верный своему слову, Господь вынес Адаму смертный приговор. Но, прежде чем его исполнить, Бог из милосердия позволил им родить детей (Быт. 2:17; 3:1—19; 5:3—5; сравни Второзаконие 32:4 и Откровение 12:9).
Рим. 5:12, 17, 19: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили... ...Из-за проступка одного человека смерть царствовала... ...Непослушание одного человека сделало многих грешниками».
1 Кор. 15:22: «В Адаме все умирают».
Смотри также статью «Судьба».
Почему умирают дети?
Пс. 50:7, СмП [51:5, НМ]: «Грешником я родился, грешным зачала меня моя мать». (Смотри также Иов 14:4; Бытие 8:21.)
Рим. 3:23; 6:23: «Все согрешили и лишены славы Бога. ...Плата греха — смерть».
Иногда говорят, что это Бог «забирает» детей у родителей, но на самом деле это не так. Земля производит много пищи, однако по вине эгоистичных политиков и торговцев она часто не доходит до тех, кто больше всего в ней нуждается, и они умирают от недоедания. Иногда дети, так же как и взрослые, гибнут в результате несчастных случаев. К тому же все мы унаследовали грех, все мы несовершенны. Мы родились в мире, в котором все — и хорошие, и плохие — в итоге умирают (Эккл. 9:5). Но любящий Бог очень хочет вернуть детей их родителям через воскресение, и он уже предпринял для этого необходимые шаги (Иоан. 5:28, 29; Иов 14:14, 15; сравни Иеремии 31:15, 16; Марка 5:40—42).
Где находятся умершие?
Быт. 3:19: «В поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, потому что из нее ты взят. Ведь ты земная пыль и в пыль возвратишься».
Эккл. 9:10: «Все, что может делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шеоле [«могиле», СП, СоП; «мире мертвых», СмП] — месте, куда ты пойдешь,— нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости».
В каком состоянии находятся умершие?
Эккл. 9:5: «Живые знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают».
Пс. 146:4: «Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли [«мысли», Тх; «помышления», 145:4 в СП; «замыслы», 145:4 в ПП; «планы», 145:4 в СоП]».
Иоан. 11:11—14: «„Наш друг Лазарь уснул, но я иду разбудить его". [...] ...Иисус сказал им прямо: „Лазарь умер"». (Смотри также Псалом 13:3.)
Продолжает ли какая-то часть человека жить после смерти тела?
Иез. 18:4, НМ: «Душа [«душа», СП, ПАМ, Тх], которая грешит, та умрет»; Иез. 18:4, СоП: «Тот, кто грешит, тот и умрет».
Ис. 53:12: «Он отдал свою душу [«душу», СП, ПАМ; «себя», ПД; «жизнь», СмП] на смерть». (Сравни Матфея 26:38.)
Смотри также статьи «Душа» и «Дух».
Могут ли мертвые каким-то образом помочь или навредить живым?
Эккл. 9:6: «Исчезла их любовь, и ненависть, и ревность, и вовеки не будет им доли ни в чем, что делается под солнцем».
Ис. 26:14: «Они мертвы, не будут жить. Не поднимутся бессильные умершие».
Как расценивать то, что рассказывают о жизни после смерти люди, которых оживили, когда они, казалось бы, умерли?
Обычно с момента остановки дыхания и сердцебиения и до начала угасания в клетках жизненной силы проходит несколько минут. Если тело подвергнуть очень сильному охлаждению, начало этого процесса можно отодвинуть на несколько часов. Поэтому иногда возможно вернуть человека к жизни при помощи сердечно-легочной реанимации. Состояние организма, при котором клетки еще живы, называется клинической смертью.
Многие люди, пережившие клиническую смерть, ничего не помнят. Некоторые рассказывают о том, как они парили над своим телом. Одни говорят, что видели что-то красивое, а другие — что они были напуганы.
Есть ли какое-нибудь медицинское объяснение таким явлениям?
Редактор медицинских статей одного издания написал: «Когда физическая активность организма максимально снижается, как, например, при анестезии или из-за болезни или травмы, соответственно ослабевает саморегуляция всех его функций. В результате происходит неконтролируемый выброс нейрогормонов и катехоламинов, которые являются медиаторами нервной системы, а это среди прочего вызывает галлюцинации, которые оставляют у человека, пришедшего в сознание, ощущение, будто он умер, а затем воскрес» (The Arizona Republic. 1977. 28 мая. С. С-1; смотри также Fortschritte der Medizin. 1979. № 41; Psychology Today.1981. Янв.).
Но разве свидетельства людей, переживших клиническую смерть, не подтверждаются рассказами тех, кому являются и с кем разговаривают умершие?
Пожалуйста, еще раз прочтите процитированные выше стихи, в которых говорится о состоянии умерших. Что говорит нам о состоянии умерших Божье Слово, в котором содержится истина?
Кто хочет, чтобы люди считали иначе? Кто поставил под сомнение слова Господа, сказанные нашим прародителям, о том, что непослушание повлечет за собой смерть? «Змей [за которым скрывался Сатана; смотри Откровение 12:9] сказал женщине: „Нет, вы не умрете"» (Быт. 3:4). Позднее Адам и Ева, конечно же, умерли. Кто в таком случае заронил в умы людей мысль о том, что какая-то нематериальная часть человека остается жить после смерти тела? Как мы уже узнали, эта идея не соответствует тому, что говорится в Божьем Слове. В законе Бога, данном древнему Израилю, общение с умершими осуждалось как нечистое и мерзкое (Лев. 19:31; Втор. 18:10—12; Ис. 8:19). Если бы живые просто общались с умершими близкими, разве любящий Бог стал бы это осуждать? Но если это демоны выдают себя за умерших и вводят людей в заблуждение, заставляя их верить лжи, то разве не было бы проявлением любви со стороны Бога защитить своих служителей от такого обмана? (Эф. 6:11, 12).
Почему истинные христиане не соблюдают обычаи, связанные с трауром по умершему?
Нет ничего неправильного в том, чтобы испытывать скорбь из-за смерти близкого человека и выражать ее достойным образом
Когда умер близкий друг Иисуса Лазарь, «у Иисуса потекли слезы» (Иоан. 11:35). Иногда Божьи служители очень глубоко скорбели из-за утраты (2 Сам. 1:11, 12).
Но так как у христиан есть надежда на воскресение, им сказано: «Не хотим оставить вас в неведении о тех, кто спит смертным сном, чтобы вы не печалились, как остальные, у которых нет надежды» (1 Фес. 4:13).
Истинные христиане отвергают не все обычаи, связанные со смертью
Быт. 50:2, 3: «Иосиф повелел своим слугам, врачам, набальзамировать отца. [...] У них ушло на это сорок полных дней — именно столько дней обычно уходит у них на бальзамирование».
Иоан. 19:40: «Они взяли тело Иисуса и обернули его тканью с этими ароматическими травами, как иудеи по своему обычаю подготавливают тела к погребению».
Те, кто стремятся угождать Богу, избегают обычаев, которые идут вразрез с Божьим Словом
Некоторые обычаи предназначены для того, чтобы выставлять скорбь напоказ. Однако Иисус сказал: «Когда поститесь [из-за горя], не напускайте на себя печаль, как лицемеры, которые принимают страдальческий вид, чтобы люди видели, что они постятся. Истинно говорю вам: они уже получили всю свою награду. Ты же, когда постишься, помажь голову и умой лицо, чтобы тебя видели постящимся не люди, а твой Отец, который втайне, и тогда твой Отец, наблюдающий тайно, вознаградит тебя» (Матф. 6:16—18).
В некоторых обычаях отражена вера в бессмертную душу, которая продолжает жить после смерти тела и видит, что делают живые. Но в Библии сказано: «Мертвые ничего не знают» (Эккл. 9:5). Также: «Душа, которая грешит, та умрет» (Иез. 18:4).
Многие обычаи связаны с верой в то, что мертвые нуждаются в помощи живых, или порождены страхом перед тем, что мертвые, если их не умиротворить, могут навредить живым. Но, как видно из Слова Бога, мертвые ничего не чувствуют: ни боли, ни удовольствия. «Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли» (Пс. 146:4; смотри также 2 Самуила 12:22, 23). «Исчезла их любовь, и ненависть, и ревность, и вовеки не будет им доли ни в чем, что делается под солнцем» (Эккл. 9:6).
Если кто-то говорит:
«Такова Божья воля»
Можно ответить: «Так считают очень многие. Но мне было интересно узнать, что говорит об этом сам Бог». Затем можно добавить: 1) «(Зачитай Бытие 2:17.) Если отец говорит сыну не делать чего-то, потому что это будет стоить ему жизни, то разве вы подумаете, что отец хочет, чтобы сын это все-таки сделал?» 2) «В чем действительно состоит воля Бога в отношении людей? Иисус сказал: „Воля моего Отца заключается в том, чтобы каждый, кто видит Сына [то есть осознаёт и признаёт, что Иисус на самом деле Сын Бога] и проявляет в него веру, имел вечную жизнь, и я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6:40)».
«Люди всегда будут умирать»
Можно ответить: «Да, люди умирали в прошлом, умирают и сегодня». Затем можно добавить: «Но посмотрите, какое замечательное обещание Бога записано в Откровении 21:3, 4 (или Исаии 25:8)».
«Сколько тебе отмерено, столько и проживешь. От смерти не убежишь»