Рай
Определение. В Христианских Греческих Писаниях словом «рай»
переведено греческое слово пара́дейсос. В Септуагинте, переводе
Еврейских Писаний на греческий язык, этим словом назван
сад в Эдеме, который, очевидно, представлял собой защищенный со всех
сторон сад или парк. В других местах Библии, следующих за рассказом о
рае в книге Бытие, упоминания о рае относятся
1) к самому Эдемскому саду, 2) ко всей земле, когда она в будущем
станет похожей на Эдем, 3) к духовному процветанию земных служителей
Бога или 4) к духовному раю на
небе, напоминающему сад в Эдеме.
Говорится ли в Новом Завете о будущем земном рае, или о нем
говорится только в Ветхом Завете?
Нет библейского основания для того, чтобы делить Библию на «Ветхую»,
то есть старую, и «Новую» части и судить о значимости высказываний по
тому, в какой части они находятся. Во 2 Тимофею
3:16 говорится: «Все Писание вдохновлено Богом и полезно для
обучения, для обличения, для исправления». В Римлянам 15:4, где сказано:
«Все написанное прежде было написано для нашего
наставления», говорится о книгах Священного Писания, которые были
написаны в дохристианское время. Поэтому рассматривать поставленный
вопрос нужно в контексте всей Библии.
В Бытии 2:8 говорится: «Господь Бог посадил сад [«рай», СП;
пара́дейсон, LXX] в Эдеме, на востоке, и поместил там человека [Адама],
которого образовал». В этом саду росли всевозможные
растения и водились самые разные животные. Господь благословил
первых людей и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю,
возделывайте ее и господствуйте над морскими рыбами, над
созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом,
которое передвигается по земле» (Быт. 1:28). Первоначальный замысел Бога
превратить всю землю в рай, населенный людьми, которые
будут охотно жить по его законам, обязательно осуществится (Ис.
45:18; 55:10, 11). Поэтому Иисус сказал: «Счастливы кроткие, потому что
они наследуют землю». По той же причине он учил своих
учеников молиться: «Наш Отец на небесах, пусть святится твое имя.
Пусть придет твое царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на
небе» (Матф. 5:5; 6:9, 10). В согласии с этим в
Эфесянам 1:9—11 сказано, что Бог замыслил «собрать все во Христе —
что на небесах и что на земле». В Евреям 2:5 говорится о «будущей
обитаемой земле» (НМ, ВоП). В Откровении 5:10
упоминаются сонаследники Христа, которые «будут царствовать над
землей». В Откровении 21:1—5 и 22:1, 2 описываются прекрасные условия,
которые будут царить на «новой земле» и которые
напоминают условия первоначального Рая в Эдеме, где росло дерево
жизни (Быт. 2:9).
Иисус имел в виду будущий земной Рай (греч. пара́дейсос), когда
говорил с преступником, который висел рядом с ним на столбе и который
поверил в то, что Иисус станет царем. Иисус сказал ему:
«Истинно говорю тебе сегодня: ты будешь со мной в Раю» (Луки 23:43).
Как определить, о каком Рае Иисус говорил преступнику в Луки 23:43?
Говорил ли он о некоем отделении гадеса, где временно находятся души
праведников, ожидая воскресения и всеобщего суда?
Как появилось это учение? В «Новом международном теологическом
словаре Нового Завета» говорится: «С распространением греческого учения о
бессмертии души рай превращается в место, где
временно обитают души праведников» (The New International Dictionary
of New Testament Theology. Гранд-Рапидс, Мичиган, 1976. Т. 2. С. 761).
Был ли этот небиблейский взгляд распространен среди
евреев в то время, когда Иисус жил на земле? Согласно одному
библейскому словарю, это маловероятно (Hastings J. A Dictionary of the
Bible. Эдинбург, 1905. Т. 3.
С. 669—670).
Даже если бы такой взгляд был распространен среди евреев в I веке,
говорил бы Иисус о рае именно в таком значении, когда давал обещание
раскаявшемуся преступнику? Нет, ведь Иисус строго
осуждал фарисеев и книжников за то, что их учения противоречили
Божьему Слову (Матф. 15:3—9; смотри также статью «Душа»).
Как видно из Деяний 2:30, 31, после смерти Иисус попал в гадес.
(Согласно этим стихам, апостол Петр, цитируя Псалом 16:10, использует
слово «гадес» как эквивалент слова «шеол».) Но в Библии
нигде не говорится, что шеол / гадес или какая-то его часть является
раем, где человек испытывает блаженство. Мертвые, которые там
находятся, «ничего не знают» (Эккл.
9:5, 10).
Подразумевается ли под Раем, о котором говорится в Луки 23:43, небо
или какая-то его часть?
В Библии нет подтверждения того, что Иисус и преступник поднялись на
небо сразу после смерти — в тот же день, когда Иисус с ним говорил.
Иисус предсказывал, что он сам воскреснет лишь на
третий день после того, как его убьют (Луки 9:22). Эти три дня он не
был на небе, поскольку после своего воскресения он сказал Марии
Магдалине: «Я еще не восшел к Отцу» (Иоан. 20:17). Иисус
поднялся на небо лишь через 40 дней после того, как воскрес.
Свидетелями этого стали его ученики, которые видели, как он поднялся
ввысь и затем скрылся из вида (Деян. 1:3, 6—11).
Ни в день своей смерти, ни позднее преступник не мог пойти на небо,
так как он не соответствовал определенным требованиям. Он не «родился
снова», то есть не был крещен в воде и рожден Божьим
духом. Святой дух стал изливаться на учеников Иисуса только через 50
дней после смерти преступника (Иоан. 3:3, 5; Деян. 2:1—4). В день своей
смерти Иисус заключил соглашение о небесном
царстве с теми, кто оставался с ним в его испытаниях. Преступник не
доказал свою верность Иисусу в испытаниях и поэтому не был включен в это
соглашение (Луки 22:28—30).
На основании чего можно сделать вывод, что этот Рай земной?
Еврейские Писания никогда не вселяли в евреев надежду на то, что в
награду за верность они получат жизнь на небе. В них говорилось о
восстановлении Рая на земле. Согласно пророчеству из
Даниила 7:13, 14, после того как «правление, достоинство и царство»
будут даны Мессии, ему будут служить «все народы, племена и языки».
Подданные его Царства будут находиться на земле. Обращаясь
к Иисусу, преступник, очевидно, просил его вспомнить о нем, когда
настанет это время.
Как же тогда Иисус будет с этим преступником? Он будет с ним в том
смысле, что воскресит его из мертвых, позаботится об удовлетворении всех
его физических нужд и даст ему возможность узнать
требования Иеговы для вечной жизни и жить в согласии с ними (Иоан.
5:28, 29). Увидев раскаяние и уважительное отношение преступника, Иисус
пообещал, что воскресит его. Этот человек будет
одним из миллиардов умерших, которые воскреснут к жизни на земле и
получат возможность доказать, что они достойны жить вечно в Раю.
Когда преступник будет в Раю?
Понимание Луки 23:43 зависит от того, в каком месте переводчик
разделил слова Иисуса знаком препинания. В древних библейских рукописях
на греческом языке знаки препинания практически
отсутствуют. «Вплоть до VIII в. знаки пунктуации встречались в
рукописях лишь в единичных случаях» (Мецгер Б. М. Текстология Нового
Завета. М., 1996. С. 10). Пунктуацию стали
широко использовать в греческой письменности только в IX веке н. э.
Как тогда следует читать Луки 23:43: «Истинно говорю тебе, ныне же
будешь со Мною в раю» (СП) или «Истинно говорю
тебе сегодня: ты будешь со мной в Раю» (НМ)? Чтобы правильно
прочитать этот стих, нельзя руководствоваться знаком препинания, который
был поставлен века спустя после того, как Иисус произнес эти
слова. Этот стих нужно рассматривать в свете учений Христа и в
контексте всей Библии.
В «Новом Завете в современном русском переводе» под редакцией
доктора богословия М. П. Кулакова слова Иисуса из Луки 23:43 переданы
без знака препинания: «Заверяю тебя сегодня будешь со
Мной в раю». В сноске к этому стиху говорится: «Букв[ально]: истинно
тебе говорю сегодня. Оригинальный греч[еский] текст не имел ни
разделения между словами, ни знаков препинания.
В зависимости от смысла, который видят в этом предложении
комментаторы и переводчики, наречие „сегодня", стоящее в оригинале между
выражениями „истинно тебе говорю" и „со Мной будешь",
лингвистически может относиться и к тому, и к другому выражению».
В сноске к этому стиху переводчик Библии на немецкий язык Л. Рейнхардт
(L. Reinhardt) написал: «Пунктуация,
которая сегодня используется [большинством переводчиков] в этом
стихе, без всякого сомнения, неправильная. Она противоречит образу
мышления Христа и преступника. [...] Под раем Христос...
несомненно, подразумевал восстановление рая на земле... а не
какое-то отделение царства мертвых».
Когда Иисус «придет в свое царство» и осуществит замысел своего
Отца, превратив землю в рай? Как видно из книги Откровение, написанной
примерно через 63 года после того, как были сказаны
слова, записанные в Луки 23:42, 43, эти события еще должны были
произойти в будущем