Судьба
Определение. Неизбежный и часто неблагоприятный исход. Вера в
судьбу, или фатализм,— это вера в то, что любые события предопределены
божественной волей или некой сверхъестественной, не
человеческой силой и что каждое событие должно произойти именно так,
а не иначе, поскольку оно уже было заранее предопределено. Не
библейское учение.
Предопределен ли для каждого человека его смертный час, или «время умирать»?
Такое верование было широко распространено среди жителей Древней Греции и Рима. В греческой мифологии мойры, или богини судьбы, пряли нить жизни, отмеряли ее длину и затем перерезали нить.
В Экклезиасте 3:1, 2 говорится о том, что есть «время умирать». Однако далее, в Экклезиасте 7:17, записан следующий совет: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в свое время?» Это показывает, что время смерти человека не предопределено. В Притчах 10:27 сказано: «Годы же нечестивых сократятся». И в Псалме 55:23 говорится: «Виновные в пролитии крови и обманщики не проживут и половины своих дней». Что же тогда означают слова из Экклезиаста 3:1, 2? Они просто описывают непрерывный цикл жизни и смерти в этой несовершенной системе вещей. Есть время, когда люди рождаются, и время, когда они умирают. Обычно люди умирают в возрасте 70—80 лет, хотя одни уходят из жизни раньше этого срока, а другие позже (Пс. 90:10; смотри также Экклезиаст 9:11).
Если бы то, когда и как умрет человек, решалось уже в момент рождения или даже раньше, то не имело бы смысла избегать опасных ситуаций или беречь здоровье, а соблюдение мер предосторожности не помогало бы уменьшить число несчастных случаев со смертельным исходом. Но как вы считаете, где безопаснее находиться: на поле боя или в доме, расположенном далеко от зоны военного конфликта? Заботитесь ли вы о своем здоровье и здоровье своих детей? Обращаетесь ли за помощью к врачам? Кроме того, почему курильщики в среднем живут на три-четыре года меньше, чем те, кто не курит? Или почему в автомобильных авариях люди гибнут реже, если пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, а водитель соблюдает правила дорожного движения? Очевидно, принимать меры предосторожности — мудро.
Можно ли утверждать, что все, что бы ни происходило,— это «Божья воля»?
2 Пет. 3:9: «Господь... проявляет к вам терпение, потому что не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все пришли к раскаянию». (Однако не все люди откликаются на терпение Бога. Очевидно, что, когда какой-то человек не раскаивается,— это не «Божья воля». Сравни Откровение 9:20, 21.)
Иер. 7:23—26: «Вот какое повеление я дал им [израильтянам]: „Слушайтесь моего голоса, и я стану вашим Богом, а вы станете моим народом. Ходите всеми путями, которыми я повелеваю вам ходить, чтобы вам было хорошо". Но они не слушали... Я посылал к вам всех своих служителей, пророков, каждый день вставал рано и посылал их. Они же не слушали меня и не приклоняли уха, но стали упрямыми». (То, что в Израиле творилось зло, конечно же, не было «Божьей волей».)
Мар. 3:35: «Кто исполняет волю Бога, тот мне и брат, и сестра, и мать». (Если бы абсолютно все поступки совершались людьми по «Божьей воле», тогда у каждого человека были бы прекрасные взаимоотношения с Иисусом Христом, как это следует из его слов. Однако некоторым людям Иисус сказал: «Ваш отец — Дьявол» [Иоан. 8:44].)
Почему иногда происходит то, что, кажется, не поддается объяснению?
Эккл. 9:11: «Для всех время и случай». (Таким образом, кто-то может стать жертвой неблагоприятных обстоятельств просто по вине случая, а не потому, что его жизнь была предопределена.)
Ответственны ли люди за все трудности, которые им приходится претерпевать?
Рим. 5:12: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили». (Мы все унаследовали от Адама несовершенство, что включает в себя также склонность совершать ошибки.)
Эккл. 8:9: «Человек властвует над человеком ему во вред».
Прит. 13:1: «Сын мудр, если отец наставляет его». (Родительское воспитание сильно влияет на дальнейшую жизнь детей.)
Гал. 6:7: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет». (Смотри также Притчи 11:17; 23:29, 30; 29:15; 1 Коринфянам 6:18.)
Существуют ли сверхъестественные силы, которые причиняют людям страдания?
Отк. 12:12: «Горе земле и морю, потому что к вам сошел Дьявол в сильном гневе, и он знает, что у него остается мало времени». (Смотри также Деяния 10:38.)
Можно ли сказать, что Бог все знает наперед и что он все предопределяет?
Ис. 46:9, 10: «Вспомните... что я Бог и нет другого Бога, нет никого, подобного мне. Я рассказываю с самого начала о том, что будет в конце, и с древних времен — о том, что еще не сделано. Я говорю: „Мой замысел исполнится, и все, что мне угодно, я сделаю"». (Бог открывает людям свой замысел и предопределяет некоторые события, связанные с его исполнением. А безграничная сила Бога служит гарантией того, что его замысел обязательно исполнится.)
Ис. 11:1—3: «Побег выйдет из пня Иессея, и отросток, отходящий от его корней, будет плодоносным. [Иисус произошел из рода Иессея.] На нем будет дух Господа... и он будет находить радость в страхе перед Богом». (Господь мог с уверенностью предсказать это о своем Сыне, поскольку наблюдал за его характером и поведением с самого начала творения, когда Иисус жил на небе.) (О дочеловеческом существовании Иисуса смотри материал на странице 190 в статье «Иисус Христос».)
Втор. 31:20, 21: «Я приведу их [израильтян] в землю, о которой клялся их предкам, в землю, где течет молоко и мед, и они будут есть досыта, разжиреют и повернутся к другим богам. Они станут служить им, и начнут относиться ко мне неуважительно, и нарушат мое соглашение. И когда на них обрушится множество бедствий и несчастий, эта песня [в которой рассказывается о поступках израильтян, переставших ценить Божью благосклонность] будет отвечать им как свидетель... Ведь я знаю их склонность, которую они развивают сегодня, еще до того, как я привел их в землю, о которой клялся». (Следует отметить, что, хотя Бог и предвидел последствия образа действий израильтян, это не означало, что он был ответственен за их бедствия или желал им зла. Просто он видел, как поступали израильтяне, и мог предсказать, к чему это приведет. Подобным образом, на основании наблюдений, синоптики могут с большой точностью предсказывать погоду. Но это не означает, что они сами влияют на погоду или что она им обязательно нравится.)
Означает ли то, что у Бога есть способность предопределять события и знать будущее наперед, что он предопределяет каждый шаг своих творений?
Отк. 22:17: «Кто слышит это, пусть скажет: „Приди!" Пусть приходит каждый, кто испытывает жажду. И кто желает, пусть берет воду жизни даром». (Никто не предопределяет, какой выбор сделает человек. Это его личное решение.)
Рим. 2:4, 5: «Или ты презираешь богатство его доброты, терпения и долготерпения, не зная, что доброта Бога ведет тебя к раскаянию? Но из-за твоего упорства и нераскаивающегося сердца ты собираешь на себя гнев ко дню гнева, когда откроется праведный суд Бога». (Никто не заставляет человека следовать по какому-то заранее указанному пути. Однако каждый несет ответственность за свои поступки.)
Соф. 2:3: «Ищите Господа, все кроткие земли... ищите праведность, ищите кротость. Может быть, вы укроетесь в день гнева Господа». (Стал бы справедливый и любящий Бог побуждать людей делать то, что правильно, и обещать им за это награду, если бы он заранее знал, что все их старания обречены на неудачу?)
Пример. Тот, у кого есть радиоприемник, может слушать новости из разных стран мира. Однако тот факт, что он может слушать новости по радио, не означает, что он обязательно их слушает. Сначала радио нужно включить, а затем выбрать нужную радиостанцию. Из Библии видно, что Бог действует подобным образом. Хотя он и может сказать заранее, что произойдет в будущем, он пользуется этой способностью избирательно и по своему усмотрению, проявляя таким образом должное уважение к свободе воли, которой он наделил людей. (Сравни Бытие 22:12; 18:20, 21.)
Когда Бог создавал Адама, знал ли он, что тот согрешит?
Бог сказал Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте ее и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле». Кроме того, Бог повелел человеку: «Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрешь» (Быт. 1:28; 2:16, 17). Стали бы вы побуждать своих детей взяться за какое-нибудь интереснейшее дело, зная, что оно обречено на провал? Стали бы вы специально планировать все так, чтобы ваши дети попали в беду, а потом еще и предупреждать их об опасности? Разумно ли тогда приписывать это Богу?
Матф. 7:11: «Если вы, будучи злы [или «вы дурные люди», СоП], знаете, как делать своим детям хорошие подарки, то тем более ваш Отец, который на небесах, даст доброе просящим у него!»
Если бы Бог предопределил и заранее знал, что Адам согрешит и к каким последствиям приведет его поступок, то это значило бы, что Бог намеренно положил начало всему тому злу, которое совершалось на протяжении всей истории человечества. Тогда Бог был бы повинен во всех войнах, преступлениях, болезнях, а также в безнравственности, угнетении, лжи и лицемерии. Но в Библии ясно говорится: «Ты Бог, не любящий нечестия» (Пс. 5:4). «Всякого, любящего насилие, ненавидит Его душа» (Пс. 11:5). «Бог, не могущий лгать» (Титу 1:2). «Он [назначенный Богом Мессианский Царь] избавит их души от угнетения и насилия, их кровь будет драгоценной в его глазах» (Пс. 72:14). «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8). «Он любит праведность и справедливость» (Пс. 33:5).
Предопределил ли Бог судьбу Иакова и Исава?
Быт. 25:23: «Господь сказал ей [Ревекке]: „У тебя в животе две нации, и от тебя произойдут два народа. Один народ будет сильнее другого, и старший [Исав] будет служить младшему [Иакову]"». (Господь мог прочитать информацию в генах еще не рожденных близнецов. Возможно, он воспользовался ею, чтобы предсказать, какие качества разовьются в каждом из этих мальчиков и к чему это приведет [Пс. 139:16]. Однако ничто не указывает на то, что Господь предрешил всю их судьбу или предопределил каждое событие в их жизни.)
Было ли суждено Иуде Искариоту предать Иисуса?
Пс. 41:9: «Человек, который был со мною мирен, на которого я полагался, который ел мой хлеб, поднял на меня пяту». (Заметьте, что в пророчестве не говорится, какой именно ученик предаст Иисуса. Бог знал, что тем, кто побудил Ахитофела, советника царя Давида, предать своего господина, был Дьявол. Бог позаботился о том, чтобы этот случай был записан в Библии, и таким образом показал, как действует Дьявол и какую тактику он будет использовать в будущем. Не Бог, а Дьявол вложил в сердце Иуды Искариота предать Иисуса [Иоан. 13:2]. Вместо того чтобы сопротивляться сатанинскому влиянию, Иуда поддался ему.)
Иоан. 6:64: «Иисус с самого начала знал... того, кто его предаст». (Имеется в виду не с начала творения и не с того дня, когда Иуда родился, а с того момента, когда он стал поступать вероломно. Сравни Бытие 1:1, Луки 1:2 и 1 Иоанна 2:7, 13; в каждом из этих стихов говорится не об абсолютном, а об относительном «начале». Также обрати внимание на сообщение из Иоанна 12:4—6.)
Разве апостол Павел не говорил о предопределении христиан?
Рим. 8:28, 29: «Мы же знаем: Бог делает свои дела так, чтобы все они содействовали благу любящих Бога — тех, кто призван согласно его намерению, потому что тем, кого он признал прежде, он также предопределил быть подобными образу своего Сына, чтобы он был первенцем среди многих братьев». (Смотри также Эфесянам 1:5, 11.) Но тем же самым христианам во 2 Петра 1:10 сказано: «Еще усерднее стремитесь утверждаться в вашем призвании и избрании. Делая это, вы никогда не оступитесь». (Если бы речь шла о том, что Бог предопределил для спасения каких-то отдельных людей, то они никогда и ни при каких условиях не могли бы оступиться. Но поскольку каждому человеку, чтобы спастись, необходимо прилагать усилия, то, по-видимому, для спасения предопределены не отдельно взятые люди, а группа людей. Итак, по замыслу Господа, примеру Иисуса Христа должна подражать целая группа людей. Люди, которые составляют эту особую группу, избираются Богом. Однако, чтобы получить ожидающую их награду, каждый из них должен сохранить свою верность Богу.)
Эф. 1:4, 5: «[Бог избрал] нас в нем [Иисусе Христе] прежде основания мира, чтобы мы были перед ним святыми и непорочными, проявляя любовь. Он предопределил усыновить нас для себя через Иисуса Христа по своему желанию и по своей воле». (Заслуживает внимания сообщение из Луки 11:50, 51, в котором Иисус проводит параллель между «основанием мира» и временами Авеля. Авель — первый человек, который на протяжении всей своей жизни пользовался благосклонностью Бога. Таким образом, после восстания в Эдеме — но до зачатия Авеля — Господь решил, что должно будет появиться «потомство», через которое человечество получит освобождение [Быт. 3:15]. Согласно замыслу Бога в Мессианском Царстве, или новом правительстве, которое будет управлять землей, вместе с главным потомком Иисусом Христом будут также его верные последователи.)
Влияют ли звезды и планеты на нашу жизнь? И следует ли, принимая решения, руководствоваться тем, что «говорят звезды»?
Как появилась астрология?
«Современная западная астрология уходит корнями во взгляды и обычаи древних халдеев и вавилонян, живших в третьем тысячелетии до нашей эры» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 2. С. 557).
«В основе астрологии лежало два вавилонских учения: учение о зодиаке и учение о божественности небесных тел. [...] Вавилоняне верили, что планеты влияют на жизнь людей так же, как и соответствующие им божества» (Sprague de Camp L. Great Cities of the Ancient World. Нью-Йорк, 1972. С. 150).
«В Вавилонии, а также в Ассирии, на которую оказала сильное влияние культура Вавилона... жрецы официального культа пользовались двумя основными средствами: астрологией... и гаданием по печени жертвенного животного, чтобы узнать волю и замысел богов. [...] Считалось, что в движении солнца, луны и пяти планет отражается то, как эти пять божеств вместе с богом луны Сином и богом солнца Шамашем подготавливают события на земле» (Encyclopædia Britannica. 1911. Т. 2. С. 796).
Как Создатель человечества относится к астрологии?
Втор. 18:10—12: «Никто у тебя не должен... гадать, заниматься магией, высматривать приметы... Ведь все, кто делает это, мерзки для Господа».